К урокам природоведения
В блоге информационно-образовательного портала faito.ru в разделе «Учебные презентации – Природоведение» опубликованы видеоматериалы по природоведению для использования на уроках в средней школе и для подготовки к занятиям.
Автором презентаций и руководителем занятий является учитель географии высшей квалификационной категории Ларичева Елена Ивановна; Сормовская православная гимназия им. святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.г. Нижний Новгород.
Далее приведены все презентации, опубликованные в блоге
«Учебные презентации – Природоведение»
В этом разделе приведены не только презентации, но дополнительные материалы и некоторые методические рекомендации по проведению уроков. Презентации составлены к урокам природоведения в 5 классе по учебнику Природоведение 5 класс, авторы Н.И. Сонин и А.А. Плешаков,
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Раздел 1. Изучение природы
Тема: «Науки о природе»
На уроке дается ответ на вопрос: «Что изучают естественные науки?». Еще древние люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человека этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Науку в старину называли «естество». Поэтому науки, изучающие природу, получили общее название естественные науки. Они изучают различные вещества, тела и явления природы.
«Науки о природе» .ppt (~4,7Мб).
Тема: «Методы изучения природы»
Наблюдение, эксперимент, измерение – это главные методы изучения природы. Чтобы лучше изучить многие явления, ученые проводят эксперименты и измерения при помощи специального оборудования. Ученых, изучающих природу называют естествоиспытателями. Великими естествоиспытателями прошлого считают К. Линнея, Ч. Дарвина, В. Вернадского и других….
«Методы изучения природы» .ppt (~2,1Мб)
Раздел 2. Вселенная
Тема: «Представление древних о Земле»
Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали вопрос: как же устроена Вселенная?
Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас…
«Представление древних о Земле» .ppt (~4,7Мб).
Тема урока «Соседи Солнца».
Данный урок является первым в череде при изучении раздела природоведения «Вселенная». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила. Урок начинается с проверки выполнения домашнего задания. В ходе опроса необходимо повторить: какие модели Вселенной рассматривались в истории человеческой мысли; кто впервые стал изучать Вселенную с помощью телескопов; какие специалисты занимаются изучением Вселенной сейчас. В качестве наглядного материала возможно ознакомиться с видеосюжетом о строении Солнечной системы и пояснениями учителя или одного из учащихся.
Тема: «Планеты-гиганты и маленький Плутон»
Данный урок является вторым в череде при изучении раздела природоведения «Вселенная». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила. Учитывая, что занятие по теме «Планеты-гиганты и маленький Плутон» второе после изучения общих понятий о Солнечной системе, его целесообразно начать с проверки домашнего задания и опроса. В качестве наглядного материала возможно ознакомиться с видеосюжетом о строении Солнечной системы и пояснениями учителя или одного из учащихся.
«Планеты-гиганты и маленький Плутон» .ppt) (~2,5Мб).
Тема урока «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».
Данный урок является третьим в череде при изучении раздела природоведения «Вселенная». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила, небесные тела и объекты. В качестве наглядного материала возможно ознакомиться с видеосюжетом о строении Солнечной системы и пояснениями учителя или одного из учащихся. При просмотре видеосюжетов необходим FlashPlayer. Изучение космических объектов осуществляется в порядке наименования темы.
«Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» .ppt (~4,7 Мб)
Тема: « Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероид Церера»
Информацию об Астероиде Церера собрала и оформила в виде презентации ppt ученица 5 класса Сормовской православной гимназии города Нижнего Новгорода Молодцова Варвара.
Тема урока «Мир звезд».
Данный урок является четвертым в череде при изучении раздела природоведения «Вселенная». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила, небесные тела и объекты. Из многообразия звезд невооруженным глазом с Земли можно наблюдать только 6 тысяч звезд. В телескоп и в бинокль можно наблюдать значительно больше. Ученым известны миллиарды звезд. Все они находятся на расстоянии миллионов километров от Земли. Занятие заканчивается контролем усвоения материала. Для этого используется краткий тест на соответствие чисел и понятий.
Раздел 3. Земля
Тема: « Как возникла Земля»
Человек издавна стремился познать мир, и прежде всего Землю. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие.
Первые ГИПОТЕЗЫ, т.е. научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII веке, когда наука накопила достаточное количество сведений о Земле и о планетах Солнечной системы.
Познакомимся с некоторыми из этих гипотез…
Тема: « Вещества и явления в окружающем мире.» Урок 1.
Все, что нас окружает, — тела живой и неживой природы, изделия — состоит из веществ. Железо, стекло, соль, вода, полиэтилен — это вещества.
В настоящее время известно более 7 млн. разных веществ,
каждый год люди синтезируют новые, ранее неизвестные. Ученые многих стран работают над созданием экологически чистого автомобильного топлива, высокоэффективных минеральных удобрений, лекарств от гриппа, СПИДа и многих других болезней.
Вещества и явления в окружающем мире .ppt
Тема: «Вещества и явления в окружающем мире». Урок 2.
Мир постоянно изменяется: испаряется вода, тает снег, разрушаются скалы, горит дерево, ржавеет железо, гремит гром, сверкает молния. Такие изменения называют явлениями природы. Явления бывают физическими и химическими…. Некоторые вещества имеют свойство самовоспламеняться. Посмотрим, как самовоспламеняется парафин. В большую пробирку поместим кусочки парафина. Осторожно нагреем парафин. Он плавится и превращается в бесцветную прозрачную жидкость. Плавление – физический процесс.
«Многообразие явлений природы» .ppt (~4,3Мб)
Тема: «Землетрясения и вулканы»
Землетрясения – это грозное природное явление, о котором слышал каждый. Ежегодно регистрируется до 1 миллиона слабых и несколько тысяч сильных землетрясений. Вулканы называют огнедышащими горами. Извержение вулкана – это еще одно грозное, опасное для людей явление. землетрясения и вулканизм сильно изменяют облик Земли… Вулкан – это гора конической формы, в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава. Вулканы называют огнедышащими горами.
«Землетрясения и вулканы» .ppt (~2,7Мб)
Тема: «Воздушная одежда Земли».
На уроке изучается: понятие атмосферы, состав воздуха атмосферы, строение атмосферы, облака, ветер. Атмосферу называют воздушным покрывалом Земли. Атмосфера – это хорошо знакомый нам воздух. Он представляет собой смесь газов. принято считать, что толщина атмосферы более 2000 км. Именно в воздушной оболочке происходит изменение погоды… Солнце неравномерно прогревает Землю. Температура разных участков земной поверхности может сильно отличаться.
«Атмосфера. Воздушная одежда Земли» .ppt (~1,25Мб)
Тема: «Воздушная одежда Земли».
Это второй урок при изучении атмосферы и явлений, происходящих в ней. Беспокойная атмосфера… Именно здесь происходят грозные явления природы – ураганы и смерчи и другие стихийные явления природы. Смерч, атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде тёмного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря; в верхней части имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками.
«Стихийные природные явления в атмосфере» .rar (~4,8Мб)
Тема «Вода на Земле»
Вода на Земле может существовать
в трёх основных состояниях — жидком, газообразном, твёрдом
Презентация
.
.
.
.
Раздел 4. Жизнь на Земле
Тема: «Развитие жизни на Земле»
Вопрос о том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновал не только учёных, но и всех людей. Ответы на него содержатся в священных писаниях практически всех религий. Хотя точного научного ответа на него до сих пор нет, некоторые факты позволяют высказать более или менее обоснованные гипотезы. Происхождение жизни, возникновение живых существ – одна из центральных проблем естествознания, которая представляет как познавательный, так и научный интерес.
http://darovanie.ifolder.ru/29338949
Тема: «Живые клетки. Разнообразие клеток»
На уроке рассматривается строение клетки и разновидности клеток. Многие клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают способностью к движению. Под этим понимается и движение клетки в пространстве, и внутриклеточное движение ее органоидов. Многие клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают способностью к движению. Под этим понимается и движение клетки в пространстве, и внутриклеточное движение ее органоидов.
После изучения темы проводится контроль усвоения учебного материала с использованием презентации.
Учебные материалы к уроку по природоведению «Клетка» .ppt (~1,8Мб)
Учебный материал «Клетки. Тест»
После изучения темы проводится контроль усвоения учебного материала с использованием презентации. Рассматривается строение клетки и разновидности клеток. Многие клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают способностью к движению. Под этим понимается и движение клетки в пространстве, и внутриклеточное движение ее органоидов.
.
«Клетка. Тест» PowerPoint .ppt (~2,3 Мб)
Тема: «Разнообразие живого»
На уроке рассматриваются основные группы живых организмов. Все живые организмы делятся на большие группы – ЦАРСТВА: бактерии, грибы, растения, животные. У многоклеточных организмов, в отличие от бактерий и простейших, тела построены из множества клеток. Существуют многоклеточные: – грибы, – растения, – животные.
.
«Разнообразие живого» .ppt (~2,7Мб)
Проверка знаний. Ролик «Кто из какого царства?»
Проверка знаний осуществляется решением теста с использованием анимации. Необходимо выбрать рисунки бактерий, простейших, грибов, растений и животных и вставить в соответствующие окна. Оценка результатов осуществляется автоматически. При неправильном ответе, обучаемому дается еще попытка для выполнения задания и высвечивается подсказка.
.
«Кто из какого царства?» .swf (~0,23 Mb)
Тема: «Жизнь на разных материках».
Живые существа заселили все материки нашей планеты, включая самый холодный – Антарктиду. Познакомимся с некоторыми примечательными растениями и животными каждого из материков. На уроке рассматриваются, какие животные обитают и какие растения произрастают на различных материках. Презентация представляет собой видео ряд с изображениями растений, животных и рельефов материков нашей Земли
«Жизнь на разных материках» .ppt (~7,0 Мб)
Проверка знаний. Ролик «На каких материках обитают разные животные»
Интересно использовать это задание на интерактивной доске. При помощи маркера дети рассаживают животных по нужным материкам. Задание всегда выполняется с большим интересом. Проверка знаний осуществляется решением теста с использованием анимации. ценка результатов осуществляется автоматически. При неправильном ответе, обучаемому дается еще попытка для выполнения задания и высвечивается подсказка.
.
«На каких материках обитают разные животные» .swf (~ 0,45 Mb)
Тема: «Природа Северной Америки»
На уроке рассматриваются, какие животные обитают и какие растения произрастают на различных материках. Презентация представляет видео ряд с изображениями животных и растений Северной Америки, а так же их краткое описание. Полосатый скунс (лат. Mephitis mephitis) — зверёк средней величины и крепкого сложения. Длина его тела 28—38 см, хвоста 17—30 см. Золотарник канадский (лат. Solidago canadensis, от лат. solidus — крепкий, здоровый, по лекарственным свойствам растения) — многолетнее травянистое растение; вид рода Золотарник семейства Астровые.
«Природа Северной Америки» .ppt (~3,7 Мб)
Тема: «Природные зоны Земли».
Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные портреты. Если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, сколько лиц у нашей планеты! Эти разные лица появились на Земле потому, что условия для жизни организмов очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны….
Презентация включает в себя более 100 слайдов, на которых представлены виды природных зон Земли, их растительный и животный мир. На картах представлены границы основных природных зон.
«Природные зоны Земли» .zip (~16,7 Мб)
Проверка знаний. Ролик«Найди непрошеного гостя»
При помощи маркера на интерактивной доске нужно убрать лишнего из ряда представленных представителей той или иной природной зоны. Проверка знаний осуществляется решением теста с использованием анимации. Необходимо выбрать рисунки бактерий, простейших, грибов, растений и животных и вставить в соответствующие окна. Оценка результатов осуществляется автоматически. При неправильном ответе, обучаемому дается еще попытка для выполнения задания и высвечивается подсказка.
«Найди непрошеного гостя» .swf (~ 0,54 Mb)
Учебный материал «Природные зоны Земли. Тест»
После изучения темы проводится контроль усвоения учебного материала с использованием презентации. На слайдах представлены фото природных зон и задания к ним. Выполняется тест, затем учащиеся проверяют решения друг у друга, выставляют оценки. Ответы и критерии оценок показаны на отдельном слайде.
.
«Природные зоны Земли. Тест» .ppt (~ 2,77 Mb)
Тема: «Жизнь в морях и океанах».
В начале урока рассматривается распределение жизни в морях и океанах. Наверное, всем более или менее хорошо известно, какие существа обитают в море. Однако вряд ли вы часто задумывались о том, кто же обитает там, глубоко-глубоко под водой, на глубине нескольких сотен метров?.. Жизнь там таинственна, странна и зачастую совсем непохожа на ту, которую мы привыкли видеть. Ведь обитателям глубин нужно приспосабливаться к практически полному отсутствию солнечного света и большому давлению.
Моря и океаны можно сравнивать с огромным домом, который заселен от самых верхних до нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Познакомимся с ними…
Презентация «Жизнь в морях и океанах» .zip (~14,0 Мб)
Загадки «Морские обитатели»
Презентация представляет из себя набор загадок о морских обитателях. После того как появится текст загадки, ученики отгадывают загадку. По команде учителя появляется картинка, отгаданного учениками, морского обитателя.
Пример загадки:
Ты со мною незнаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног
Вот и весь я …………..
Презентация. Загадки «Морские обитатели» .ppt (~3,7 Мб)
Раздел 5. Человек на Земле
Тема: «Происхождение человека»
Ученые считают, что человек произошел от обезьяны. Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на Земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, – наши родственники, но не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки – скорее всего, вымершие дриопитеки (»древесные обезьяны»)…
Возможные этапы эволюции человека: 1. дриопитек, 2. австралопитек, 3.человек умелый, 4. человек прямоходящий, 5. Человек разумный
Презентация «Происхождение человека» .zip (~25,0Мб)
Тема: «История географических открытий»
Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.
Презентация «История географических открытий. Как человек открывал Землю» PowerPoint .rar (~9,4 Мб)
Тема: « Как человек открывал Землю. (Тестовый контроль со взаимопроверкой)»
Человеку потребовались века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Эти века были отмечены чередой Великих географических открытий. Проверка знаний о великих путешественниках и их открытиях..
Тест Как человек открывал Землю)
Тема: «Жизнь под угрозой».
Данный урок ставит своей целью показать учащимся какие проблемы возникают при сохранении отдельных видов животных. На планете ежесекундно происходят какие-то изменения: живая и неживая природа прибывает в процессе постоянного движения, метаморфоз, имя которым – эволюция. Одни свойства и особенности, присущие тем или иным животным и растениям утрачиваются безвозвратно, другие появляются, помогая видам выживать в непростом, столь же изменчивом окружающем мире. Вполне закономерным является тот факт, что некоторые виды животных вымирают, но очень жалко, что в этом, им “помогает” человек.
«Жизнь под угрозой», PowerPoint, mp3, .zip (~19,7 Мб)
Тема: «Опустынивание и его причины».
На уроке рассматриваются проблемы экологии, возникшие на Земле. Основные причины опустынивания.
.
.
«Не станет ли Земля пустыней? (Опустынивание)». PowerPoint .zip (~9,0 Мб)
Тема: «Здоровье человека и безопасность жизни»
Здоровье и жизнь человека зависят от того, соблюдает ли он правила безопасности в различных ситуациях. Следовать этим правилам необходимо и дома, и на улице города, и во время отдыха в природном окружении. Поговорим о правилах безопасного поведения при сильном ветре, грозе, граде. Научимся оказывать первую помощь себе и другим.
Презентация «Природа и безопасность жизни» .ppt (~6,6 Мб)
Тема урока «Ядовитые животные и растения».
На уроке изучаются ядовитые растения и животные, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. На слайдах презентации представлены фотографии опасных растений и ядовитых животных, а также их описание и основные свойства. Обращается внимание на факторы воздействия ядов, вырабатываемых растениями и животными, на организм человека. При попадании на кожу сока борщевика возникает воспаление, кожа становится чувствительной к солнечным лучам, появляется ожог.
«Ядовитые животные и растения» .ppt ~3,7 Мб)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Французы придумали стихотворение, которое назвали «синквейн». Говорят, что в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач». Правила написания этого чуда такие….
Тема: «Сотворение мира Богом»
В основе видеоматериалов лежат тексты из Ветхого Завета. При построении презентаций применены иллюстрации на Библейские сюжеты.